среда, 23 сентября 2015 г.

ПРОВОКАТОРЫ И АГЕНТЫ ЦАРСКОЙ ОХРАНКИ

Мария Вильбушевич - агент Зубатова.

Замечу, что действовала Вильбушевич вполне бескорыстно, уверовав в верность Зубатовских идей "Полицейского социализма" - суть которых, если коротко - это экономизм. Боритесь за повышение зарплат, за улучшение условий труда, сокращение рабочего дня, а в политику не лезьте. И вся эта ваша возня (борьба) должна протекать под жестким присмотром полиции и властей.

Задача, как агента, у Вильбушевич была слить революционную активность (спустить, так сказать, пар).
Для этого Зубатов противопоставил "Еврейскую независимую рабочую партию" БУНДу (Всеобщему еврейскому рабочему союзу в Литве, Польше и России). "Независимцы", где крупной фигурой была Вильбушевич, должны были, по замыслу Зубатова, уничтожить БУНД, оттянув рабочих от радикальной политической борьбы на более упорядоченную, подконтрольную царю и его держимордам экономическую.
Кроме того, в обязанности агента входило и доносительство. Как только кто-то, на якобы легальных собраниях, высказывался против самодержавия он тут же оказывался в царских застенках.

Однако самодержавие не устраивала и даже такая, подконтрольная охранке, "борьба" черни. После того, как счастливая звезда зашла на небосклоне Сергея Васильевича Зубатова, идеолога "полицейского социализма", и он был сослан в ссылку сам, правда не в далекую Сибирь, а в благополучный Владимир, его легальные рабочие организации были распущены. И Мария Вильбушевич скоренько уехала в Палестину "от греха подальше".

Зубатовщина нанесла огромный ущерб рабочему движению. Она не только выдергивала из рабочей среды ярких активистов – агитаторов и пропагандистов, отправляя их на долгие годы в каторжные тюрьмы и ссылки из которых многие не возвращались, не выдерживая издевательств и уносимые страшными болезнями. Но и создавала ложные иллюзии у рабочих, что экономические послабления могут быть решены без требований политических. Понятно, что никакие, даже самые щедрые подачки царизма и уступки министров-капиталистов (как представителей своего класса) не могли радикально изменить положение всего угнетенного народа.

Комментариев нет: