суббота, 5 марта 2016 г.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА

Помнится, в дни перестройки на нашу Советскую землю высадилась ни много-ни мало, а сама Железная леди с туманного Альбиона. Как перед ней выслуживалась вся наша новоявленная буржуазия - вспоминать, если честно, тошно. Но я сейчас не об этом.
Сия патронесса мерзопакостного процесса под названием "ПЕРЕСТРОЙКА", делая умное лицо, произнесла тогда свой вердикт относительно советской экономики, что-де в СССР ужасно нерентабельные предприятия с жутко раздутыми штатами. Говорить, что эта тётка не понимала советскую специфику, я не стану. Возможно и не понимала, а возможно, и даже скорей всего, все она понимала, но задача у нее была совсем иная, а именно - уничтожить своего конкурента.
 


Тем более что почва для этого была весьма благоприятная, ибо, наши перестройщики сами бежали впереди паровоза, с готовностью выполняя все советы этой бабушки Яги и ничтоже сумняшеся выкидывали на улицу рабочих и ИТР (инженерно-технических работников), доводя  размер штатных единиц предприятий-гигантов до уровня мелкой лавочки, а то и вовсе до тотального их исчезновения.

Ну, скажите пожалуйста, что тут удивительного, если в условиях капитализма, когда жизненный лозунг  – "выживает сильнейший" и "человек человеку волк", твой конкурент нажимает кнопочку пуск, если ты как дурень сам, добровольно кладешь свою башку между молотом и наковальней…это ж такой кайф и искус…
Но вернемся к нашим баранам, а именно к тем гигантам - советским предприятиям, и попробуем посмотреть, а что же они из себя представляли и чего тетя Тетчер и не только она, так и "не смогли понять" в советской действительности…

Да, советские предприятия были уникальным явлением, которого не знала мировая история и, уверена, не знает и поныне. Я попробую поделиться своими воспоминаниями о нем (о явлении).
Если вы думаете, что советский директор завода был тем, кто отвечал только за то, что внутри и огорожено заводским забором, то это глубокое заблуждение. Он отвечал еще и за десятки строительных площадок и сотни объектов, находящихся вне заводской территории и даже вне города...
Итак, поехали…

Я родилась в городе Салават в Башкирской АССР. Этот город строился в чистом поле в самом прямом смысле этого слова.  В 1948 году большевики открыли газовое месторождение, вбили колышек в чистом поле и сказали – здесь будет город-сад и….
….понеслось. Тут появилась смета не только на химический комбинат, а сразу на несколько крупных предприятий, от машиностроительного до стекольного.  На балансы предприятий закреплялись и детские сады, и школы, и пионерские лагеря, и профилактории, где рабочие отдыхали и лечились, и дома отдыха, которые строило это же предприятие, к примеру, в Крыму, и  больницы заводские и городские, и бытовые комбинаты (со стиралками и сушилками) и дома мод (с пошивочными и вязальными цехами). То есть, в штате предприятия были не только инженеры, рабочие, уборщицы, а и строители, дорожники, маляры-плиточники, воспитатели, вожатые, врачи, повара, швеи, вязальщицы и т.д. Завод был мощной индустриальной общиной, таким муравейником, где все работали на общий результат.

Когда я была в 4 классе, мы переехали в город Стерлитамак. Тут были мощные предприятия и город строился так, что дух захватывало. Мы тут же получили двушку (бесплатно, за счет завода и фондов общественного потребления), дом стоял практически в чистом поле. В существующую на тот момент школу приходилось топать через грунтовую дорогу, по которой ездили мощные грузовики. Помнится, пробираясь к школе в осеннюю распутицу, я потеряла сапог, а потом, балансируя на одной ноге, ждала, когда мои школьные товарищи его вытянут из черной тучной башкирской землицы.

Но уже спустя полгода, тут лег чудесный асфальт, по двум сторонам бульвара сразу появились прекрасные березы (причем это были не тонкие полуживые прутики) и зацвели цветники. Возникли магазины. Поднялись жилые дома, в которые тут же въезжали жильцы с фикусами, велосипедами, диванами, холодильниками и т.д… Здесь же в квартале обязательно появлялись детские садики, школы, комбинаты бытового обслуживания, кулинарии, библиотеки и т.д..

И нас, школьников, к новому учебному году организовано перевели в новую, еще пахнущую краской, школу, и мы быстро влились в новый коллектив, ибо программы были во всех школах одинаковые, а учителя фантастические, которые возились с нами с утра до ночи, как папа с мамой.
И это чудесное волшебство не было характерно только для Башкирии. Подобная технология действовала на всей территории нашей необъятной Родины.

Когда отца в 1974 году перевели в Чебоксары, мы сдали двушку и уехали всей семьей на новое место, в другую республику. Там мы получили новую квартиру, но уже трешку. В это лето рядом с нашим новым домом на конце улицы еще колосилась рожь, где мы по краям колхозного поля собирали васильки. А уже на следующее лето улица убежала вдаль и тут поднялись прекрасные дворцы с концертными залами и кинотеатрами, домом моды и домом колхозника при рынке, детсадами, больницами, заводскими профилакториями, школами и высотными жилыми домами.

Таким образом, завод в СССР был действительно уникальным явлением. Он не только создавал продукцию. Но и давал крышу над головой, и кормил, и образовывал, и заботился о здоровье, и лечил и т.д. и т.д. Это, если хотите, была одна дружная семья, где все делали одно общее дело.
Да, советские заводы были большей частью гиганты, но они решали задачу не только производственную, но и социальную. Они предлагали разнообразие и обилие рабочих мест. А это решало одну из задач социалистического общества – ликвидацию безработицы, а также гарантированное предоставление огромного спектра творческих рабочих профессий (все работы хороши, выбирай на вкус…). Кстати, и не только рабочих профессий.

Капиталистическое же общество, как отрицание коммунизма, просто не может существовать без безработицы, так как конкуренция, давление на пролетариат, возможность оказаться за воротами - вот движок, который используется государством капиталистов. Так что задача задаче рознь.

Кроме того, изучая цифры экономических показателей года 1990-го о которых наши буржуйчики вопили, что советская экономика стагнировала, а теперь с гордостью кричат, что у нас при капитализме все просто УХ и АХ, видишь, что в реальности мы так и не достигли даже половинных показателей 90-го года.

Вот и получается, что советские индустриальные общины были рентабельны настолько, что капиталистической России не снилось и в самых радужных снах. А главное они были человечными, семейными, общинными.

А посему становится странным слышать подобные победные реляции о капиталистических успехах "развития" страны, видя опустевшие колхозные фермы с проваленными крышами и заводы-гиганты, стоящие в таком состоянии, что впору подумать, что они подверглись мощной атомной бомбардировке.

Комментариев нет: