вторник, 8 марта 2016 г.

8 МАРТА ИЛИ К ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА

Живя в Советском Союзе, и в хрущевское время, и позже, уже во времена позднего Брежнева, нам даже в голову не могло прийти, что спустя 25 лет после перестройки нам придется говорить о таких простых и очевидных вещах. Но они, как выясняется, очевидны не для всех.

Абсолютно уверена, что все антисоветчики смачно сплюнут в сторону праздника "8 марта", а простачки все это умножат, растиражировав очередную неумность в своих бложиках и комментариях. И у них даже мозга не хватит, чтобы просто сесть и спокойно подумать: а с какого это перепугу я плююсь-то, шо, угорел, це шо?
В этой статье я не буду говорить о том бреде, что с великого ли ума распространяют кому не лень об Александре Коллонтай, Кларе Цеткин, Розе Люксембург и других.
Отошлю всех любопытствующих по этому поводу:

1. к статье "Ленин и Цеткин о вопросах пола и брака" http://vk.com/public72172133?w=wall-72172133_49
2. к статье "Ленин, Цеткин и женское движение"
http://vk.com/public72172133?w=wall-72172133_53
3. к видео "8 Марта. Защитим от вандалов" лидера ПСПУ Натальи Витренко
http://vk.com/video?section=all&z=video85155051_456239024%2Falbum85155051%2Fpl_85155051

На мой взгляд, непонимание самого вопроса (я не говорю сейчас о тупо повторяющих, все, что им подсунут) кроется в том, что люди отрываются от канвы истории той эпохи, где собственно сам вопрос и стоял. Иными словами, пытаются судить ТУ эпоху мерками НАШЕЙ действительности.
Им трудно понять в принципе, что женщина была настолько бесправной, что впору ее сравнить с бессловесной овцой в овчарне, с которой хозяин волен поступать так, как ему заблагорассудится.

А в действительности понять это не столь уж и сложно, достаточно просто почитать внимательно наших классиков или посмотреть на живописные полотна в художественных галереях, или посмотреть внимательно старые фильмы нашего гениального советского кинематографа.
И не нужно тут орать про большевистскую пропаганду.
Вы глаза-то и уши откройте! "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матфея 13:9).
Я бы добавила, вторя апостолу – имеющий мозг, да поймет!

Итак, возьмем статью "Интеллигенция и революция" Александра Блока, того самого, читаем: "Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа".

Что, для кого-то я открыла сейчас Америку? Кто-то не знал этого? И, кстати, насиловать барами девок - это не открытие русских варваров, "право первой ночи" (а вернее бесправие женщины) были известны во многих "цивилизованных" западных странах.

Посмотрите, к примеру, Бомарше "Безумный день или женитьба Фигаро". Правда, в реальности, не на сцене, было все не столь весело и счастливо.
https://www.youtube.com/watch?v=F3NKqNb_ejc

А разве об этом писал только Блок? Ну, возьмите, почитайте Достоевского "Записки из подполья". Достоевский, описал эпизод в ресторане, когда только что получивший наследство однокашник главного героя с мечтательностью и гоготом рассказывал своим друзьям, как он будет таскать в койку ему подвластных деревенских девок, и всех их перепортит. Имеет право! И замечу, что Достоевский говорит о получении им всего лишь 200 крепостных душ. А что говорить о 40 тысячах крепостных, как у Пьера Безухова (роман Льва Толстого "Война и мир"), к примеру? Тут уж просто вольница. Да, Пьер этого не делал, но…зато Толстой в этом же романе со всей своей гениальностью описал барскую охоту. В сцене молодой Николя встретил графа Елагина, который с гордостью сообщил, что за двух борзых, которыми он бахвалился перед Ростовым, он отдал 4 крепостные семьи. То есть, суки стоили гораздо дороже, чем подчиненная ему чернь.

Надеюсь, Толстого и Достоевского никто не заподозрит в большевизме.

Но… продавали в то время не только крестьян, тем более девушек (отказала - сошлют туда "куда Макар телят не гонял", продадут "ни за понюх табаку"), продавали любовь, чувства, честь…

Вернемся к тому же Николя Ростову. Его благородная маман, разорившись, но, не желая этого признавать, требовала дорогих карет и тех удовольствий, которыми она обладала в бытность своей молодости. Чтобы поправить свое материальное положение она,  между прочим, требовала весьма настойчиво от Николя выгодно женится на княжне Болконской, той самой, сестре князя Андрея.

И хоть Николя гордо хлопнув дверью парировал маман, что он чувства не продает и уехал в армию, позже, когда дела совсем расстроились, женился-таки на Мари.

Нет, нет, брак оказался счастливым и перерос в любовь, и это прекрасно, но факт, есть факт.
А вот Соня, влюбленная в Николя, третируемая его матерью за то, что посмела надеяться на любовь более высокого по положению в обществе графа Ростова, отказав Долохову, потому что любила другого, осталась в доме Ростова на правах приживалки. И здесь  ее уже третировала Мари, ревнуя к мужу.
Интересно в этом ключе резюме, которое вынесла Наташа, уже, будучи женой графа Безухова, в разговоре с Мари. Мари пожаловалась Натали, что ревнует Соню и не может с собой ничего поделать. Наташа, успокоила подругу, сказав: "Соня пустоцвет!"

Сирота, бесприданница Соня, которой всегда напомнят, кто она и где ее место, для дам блестящего светского общества царской России - пустоцвет. И это, замечу, не крепостная. Что же говорить о других, подневольных.

Вот так описывают ту действительность люди, которые знали это общество не в пересказе наших либералов, а, так сказать, изнутри, как их повседневное бытие.

Перейдем к живописи. Возьмем, к примеру, изумительное по трагизму полотно Василия Пукирева "Неравный брак" (1862). Здесь он изобразил историю своего друга Сергея Михайловича Варенцова, небогатую возлюбленную которого выдали замуж за богача-фабриканта, само собой не по доброй воле.


Подобную историю описал в своей книге "Что делать?" и Чернышевский. Если бы не тайное обручение Веры Павловны с Дмитрием Лопухиным и не ее решительное бегство из ненавистного родительского дома, где "невозможно дышать", ее расчетливая мамаша выдала бы Верочку замуж за Михаила Ивановича Сторешникова, неумного, напыщенного, но весьма богатого офицера, несмотря на категорические протесты со стороны его матери, которая искала для него куда более выгодной партии, чем Розальская.

И мы тут говорим о просвещенном Петербурге. Что уж говорить о восточных Российских окраинах, куда свет просвещения просто не проникал.

К примеру, на встрече с женщинами Кавказа уже после Октябрьской революции Клара Цеткин попросила рассказать об их прошлой жизни. Одна из мусульманок горячо воскликнула:

- Какова была наша жизнь до революции? Отец продавал нас, словно молодых ягнят, едва мы достигали десяти, двенадцати лет, а то и раньше. Муж избивал нас палкой или кнутом, когда ему вздумается…. Ему хотелось морить нас голодом - и мы голодали. Он отнимал у нас возлюбленнейшую дочь, которая была утешением наших взоров и поддержкой для наших слабеющих рук. Он продавал ее, как покупал нас самих… У какого судьи мы могли искать правосудия? Но как изменилось все теперь! Как благодатная гроза, пришла революция! Советская власть издала новые законы. В них записано, что мы являемся такими же людьми, как и мужчины, и что мы также свободны и обладаем всеми правами, как и они”. (цитата по книге биографа Клары Цеткин Ганны Ильберг)

Действительно, именно Октябрьская революция и новое законодательство Советского правительства освободили женщину от пут бесправия, дав им равные права с мужчинами, ее защиту и защиту материнства.

В своей речи на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. Владимир Ильич Ленин подчеркивал: "Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот.

Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне. Я говорю именно о тех законах, которые специально использовали более слабое положение женщины, поставив ее в положение неравноправное и часто даже унизительное, т. е. законах о разводе и о внебрачном ребенке, о праве женщины на иск к отцу ребенка для его обеспечения.

Именно в этой области буржуазное законодательство, нужно сказать, даже в самых передовых странах, использует более слабое положение женщины, сделав ее неравноправной и унизив ее.

И именно в этой области Советская власть из старых, несправедливых, невыносимых для представителей трудящейся массы законов и не оставила камня на камне.

И мы можем теперь сказать с полной гордостью, без всякого преувеличения, что, кроме Советской России, нет ни одной страны в мире, где бы было полное равноправие женщин и где бы женщина не была поставлена в унизительное положение, которое особенно чувствительно в повседневной, семейной жизни. Это было одной из наших первых и важнейших задач".

Комментариев нет: