воскресенье, 26 марта 2017 г.

ТАМ РУССКИЙ ДУХ… ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ!

ТАМ РУССКИЙ ДУХ… ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ!

Кто не знает Хор имени Пятницкого, этой лаборатории фольклористики?
Митрофан Ефимович Пятницкий, его создатель, имя которого хор и получил впоследствии, был не только блестящим исследователем, но и неутомимым собирателем и пропагандистом народного творчества и его глубинных традиций.

Задачей своей Митрофан Ефимович считал не только отыскание талантов из крестьянской среды, но и бережное отношение к той исторической патине, которая и являлась особенно ценной для Пятницкого, как исследователя.

"Не навреди" – был его лозунг и он, как исследователь, лишь обозначал те нити, которые уходили в далекое прошлое, которое простой народ не лакировал, а сохранял как свои "преданья старины глубокой".

Митрофан Ефимович не ставил перед собой цели угодить вкусам крикливой публики - костюмы поярче, поаляпистей, звучание поблагороднее, салонное - это был не его путь.

Там русский дух… там Русью пахнет! - вот к чему стремился Пятницкий.

Выходя на сцену, крестьяне доставали из своих сундуков и берестяных коробов костюмы, которые были переданы либо их пра-пра-бабками, либо были точными кальками той восхитительной без изъятий красоты, которая свойственна была для этой местности, этой деревни. Равно как и в звучании, танцах и играх на благородных сценах они воскрешали из своей исторической памяти ту былинность, ту далекость, и являли миру настоящую народную правду и подлинность.

Митрофан Пятницкий не пытался "исправить" ни одной ноты в звучании, ни одного движения в его народной простоте.

Первый концерт состоялся на малой сцене Благородного собрания города Москвы 2 марта 1911 г.
Этот концерт высоко оценили Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Иван Бунин.

Но настоящий взлет, подлинную известность и всенародную любовь хор приобрел в годы советской власти.

Владимир Ильич Ленин, несмотря на разруху, голод и войны: империалистическую и затем гражданскую, придавал особо важное значение этой Великолепной жемчужине России – хору Пятницкого, поставив его, в этих нелегких условиях интервенции и блокады, на гособеспечение.

После смерти М. Е. Пятницкого, хором руководил блестящий филолог – фольклорист Петр Михайлович Казьмин – народный артист РСФСР, Лауреат Государственных премий, который также как и Пятницкий бережно сохранял дух народной песенной старины.

В 1931 году в качестве музыкального руководителя в коллектив был приглашен в дальнейшем народный артист СССР, Лауреат Государственных премий композитор В. Г. Захаров.

С его приходом в репертуар коллектива вошли написанные им песни, ставшие знаменитыми на всю страну: «И кто его знает», «Русская красавица», «Вдоль деревни».

Сказать, что это были мега хиты, это не сказать ничего.

Песни были таковыми не только в довоенной Советской России, помогая строить и жить на Великих стройках коммунизма, но и вели к Победе на фронтах Священной войны по ту и эту сторону от него.
Достаточно упомянуть, что песня «Ой, туманы, мои» стала своего рода гимном всего партизанского движения страны рабочих и крестьян.

Чем объяснить такую любовь народа к хору Пятницкого, ведь Владимир Григорьевич Захаров не сохранил аутентику, а, можно сказать, осовременил ее звучание? Это и так и не так.

Согласно диалектическому пониманию действительности мы можем сказать, что Захаров осуществил снятие с удержанием. Он сохранил весь предшествующий опыт звуко- и голосоведения, народных традиций, но на новом витке его развития.
И народ почувствовал свое родное, близкое, что задевает струны его души.

Главное, что сделал Захаров – это то, что он не изменил своему народу, его многогранному творчеству, не утерял его силу, его правду.

Слушая записи Советских лет мы ощущаем и сегодня - там русский дух…там Русью пахнет! - чего невозможно сказать о песнях периода постперестойки.

Да, хор продолжает свою концертную деятельность. Но ветры перемен изменили не только его лицо, но и звучание, выдули его особенность, его специфику и …народность.

Звучание хора стало настолько академичным, приторно-правильным, что исчезло его лицо, его непохожесть, его особенность.

Исчезли одновременно и его советскость, что понятно (памятуя о политике буржуазной власти) - произошла культурная десоветизация, равно как и народность - произошла традициональная декультурация.

То что бережно хранил и преумножал Митрофан Пятницкий благополучно исчезло втуне. Патину старины безжалостно вычистили и получили блестящий медный таз, который сверкает как все - как все.

Послушайте хор дня сегодняшнего и вы НЕ найдете там больших различий, к примеру, от 1. хора братии Спасо Преображенского Валаамского монастыря или 2. академического РАМ им. Гнесиных.
1. https://www.youtube.com/watch?v=huT2a-Anyos и
2. https://www.youtube.com/watch?v=dG3201ULZ8E

И эту современную НЕособенность хора мы слышим даже в тех песнях советского периода, которые поются сейчас словно певчими на клиросе Лавры во Всенощном бдении.

Убедится в этом не составит труда. Достаточно послушать их песни трех периодов: Пятницкого, Захарова, ну и постперестроечного.
Слушаем!
Советская Россия

Капиталистическая Россия

Комментариев нет: