воскресенье, 29 мая 2016 г.

Тбилиси. ИМЭЛ и "Заря Востока"

Оригинал взят у в Тбилиси. ИМЭЛ и "Заря Востока"
Я старался максимально оттянуть написание этого поста, подождать, пока пройдет первая реакция. Прошло немало времени и пора все же написать о том, что происходит в родном городе с памятниками архитектуры. До приезда в Тбилиси я многое слышал и видел в интернете, но то, что я увидел своими глазами повергло меня в шок. От города, всегда уважающего и гордящегося своей историей я такого, честное слово, не ожидал. Та степень вандализма, с которой подходят к архитектурному наследию власти и застройщики не лезет ни в какие ворота. Впрочем, начнем с начала, с истории постройки здания, о котором главным образом пойдет речь.
В 1936 году по инициативе Лаверентия Берия состоялся закрытый конкурс на проектирование в Тбилиси филиала Института Маркса-Энгельса-Ленина, в котором приняли участие видные тбилисские и московские архитекторы. Победителем стал проект академика архитектуры, выдающегося русского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева.
 
Монументальное здание, выходящее главным фасадом на проспект Руставели решено в стиле неоклассицизма. При этом, в проработке деталей Цусев обращается к грузинским национальным элементам, приспасабливая тем самым здание к уже сформировавшейся застройке этой части города.
Пятиэтажное здание Института шириной более 40 метров по проспекту Руставели, имеет и объективные минусы. В частности, попытка архитектора встроить массивные формы в имеющийся ансамбль проспекта можно считать неудачным, по крайней мере это касается переноса акцентов на перпендикулярные проспекту улицы. Ширина проспекта в этом промежутке (45 метров) так же недостаточно для восприятия обемов здания. Впрочем, объемно-пространственное решение постройки, спроектированное Щусевымбыло лучшим из представленных на конкурсе вариантов.

Строительство здания длилось два года и контролировалось лично Берия, что обеспечивало четкое следование проекту и высокое качество выполненных работ.

В строительстве так же участвовал архитектор Сардарян.
Фасады здания отделаны болнисским туфом. Насколько я понял, это первая попытка использования этого материала в отделке зданий Тбилиси, что в дальнейшем приобрело массовый характер.

Фасад украшен многосичленными горельефами.



План здания симметричен и прост. Важнейшие узлы здания удобно соединены между собой.
Вестибюль, лестницы и коридоры отделаны разноцветными породами мрамора, привезенными со всех концов Грузии. Интерьеры выполнены с использованием различных драгоценных пород дерева. Люстры, ручки и прочие элементы выполнены местными мастерами по специально подготовленным чертежам.



Так выглядит фасад здания сейчас.

Высокие колонны заканчиваются массивными капителями.

Над каждой парой колонн раньше располагались барельефы Маркса, Энгельса и Ленина и Сталина.

Деталь грандиозного фриза.


С обоих боков главного фасада располагались два шести с слишним метровых горельефа с изображением Сталина. Горельефы были выполнены выдающимся грузинским скульптором, основоположником современной грузинской скульптуры, Яковом Николадзе.

"Товарищ Сталин - вождь и организатор социалистических побед"

"Товарищ Сталин - вождь и организатор большевистских кадров Закавказья".Горельефы были ликвидированы в период развенчания культу личности Сталина.
Фриз здания выполнен по эскизу скульптора Тамары Абакерия. Первоначально фриз задумывался как единое целое, но после был поделен на четыре части, посвященные различным темам: "Октябрь в Грузии", "Сельское хозяйство" и др.










А теперь о печальном. После развала Союза в здании располагались различные организации. В первой половине 1990-х там располагалось правительство Грузии, а затем первый парламент. Первый акт вандализма произошел после того, как парламент съехал в отремонтированное здание Дома правительства, а ИМЭЛ заняло министерство по делам беженцев. Уникальная библиотека Института была вынесена во двор здания и полностью сожжена...








Затем в здании "поселился" Конституционный суд Грузии и все стихло. После переноса суда в Батуми здание было продано частному инвестору, выведено из списка памятников и обречено на уничтожение.
Я читал об ужасном состоянии здания, но то, что я увидел на месте грандиозного памятника конца 1930-х, повергло меня в шок. Внутренностей, о которых я написал выше, больше не существует. Здание представляет собой руины.
Вместе с ИМЭЛом, скорее всего, будет уничтожена и значительная часть ансамбля этой части Руставели. Про "Иверию", вернее то, во что она превратилась, даже говорить ничего не хочется...

Вид здания со двора. В этом дворе произошло первое покушение на президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.

О соседнем здании, бывшей почте, я скажу два слова чуть ниже.
И ради чего это все? Ради строительства пятизвездочного отеля Кемпински. Фасад здания компания обещает сохранить, но ожидать можно все, что угодно. После принятия "Хартии свободы" могут ликвидировать фриз. Кроме того, есть информация о том, что планируется взорвать остатки здания. Возможно, строители не справляются с разбором конструкций? Все мы помним как долго разбирали "Уши Андропова".

Вот такая жуткая картина предстанет перед нами со стороны двора, если Кемпински продолжит работы.

Возможно, в таком виде я вижу это здание в последний раз...
Рядом с ИМЭЛом расположено бывшее здание телеграфа, построенное в 1978 году по проекту В. Алекси-Месхишвили и Т. Микашавидзе. С одной стороны, оно является немного громоздким рядом с ИМЭЛом. В свое время Щусев выступал за снос старого здания телеграфа, чтобы тем самым открыть боковой фасад Института. Тем не менее, новый телеграф неплохо вписался в ансамбль проспекта Руставели и площади Респеблики. Еще несколько лет назад в этом здании бурлила жизнь.

Сейчас оно так же выпотрошено. Вернее идет процесс.
По имеющейся у меня информации, здание планируется выставить на торги уже в ближайщее время. Так же есть версия, что взрыв ИМЭЛа и манипуляции над телеграфом связаны между собой. В любом случае, Тбилиси рискует потерять уже два здания. А напротив этих двух построек, между которыми пока еще стоит памятник Мерабу Мамардашвили, происходит надругательство над другим памятником архитектуры.
Бывшее здание редакции газеты "Заря Востока" - отличный пример конструктивизма, включающий в себя как основные особенности стиля, так и попытка придать стилю национальные особенности, что видно по тем же стрельчатым аркам. Здание возведено в монолитном железобетонном каркасе в 1926-1928 годах по проекту тбилисского архитектора Д. Числиева.

Каким предстанет перед нами это здание после завершения реконструкции - неизвестно. По имеющейся информации, сейчас сохранился лишь главный фасад здания.

Задняя часть постройки снесена...

По этому поводу в январе планировались акции протеста, но активисты, судя по всему, ничего не смогли добиться. Здание так же исключено из списка памятников...
На примере этих двух зданий хорошо видно отношение к архитектурному наследию. Вы скажете, что это советское прошлое и все такое, но подобное происходит не только с памятниками соварха. "Фасадная реконструкция", "Муляжи", "Реконструкция" - все это происходит по всему Тбилиси. Либо здания рушатся от неухоженности, либо за них берутся такими способами. В данный момент происходит реконструкция проспекта Агмашенебели. Срублены все деревья на проспекте, в том числе и растения, посаженные более 100 лет назад. Что говорить о мосте через Куру, который в народе называют не иначе, как "прокладка олвейс"... Складывается ощущение, что в стране, где есть богатейшая национальная архитектурная школа, есть многолетний опыт проведения реставрации, не слышали о "научной реставрации" вообще. А кому это нужно? Это дорого и нерентабельно! Город превращается непонятно во что. Многим это нравится и кажется правильным, но такими темпами не останется ничего оригинального в уникальной застроке Тбилиси. Вместо того, чтобы развивать огромный потенциал столицы, здесь реализуются бездарные проекты зарубежных архитекторов, которые, возможно, были не востребованы за рубежом. Но здесь, при поддержке высокопоставленных лиц и инвесторов все это воплощается. И чем дальше - тем хуже. Мне кажется, пора опомниться и подумать о том, во что превращается наш родной город! Мначе, еще немного, и будет уже поздно!
 

Комментариев нет: