среда, 27 ноября 2013 г.

Объединение больниц в Москве. Снова вопросы.

Оригинал взят у в Объединение больниц в Москве. Снова вопросы.


В I квартале 2014 года должна быть завершена реорганизация столичных больниц. Как рассказал «Известиям» заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников, 65 городских стационаров, которые работают в системе ОМС, превратятся в 3435 юридических лиц. Столичные власти рассчитывают, что это позволит сократить административный аппарат, оставить в стационарах «лучшие силы», а часть врачей и медсестер перевести из больниц, где их необоснованно много, в поликлиники.
— Сейчас в системе ОМС работают 65 больниц. Они объединятся, мы думаем, что в результате останется 34 или 35. Это будут многопрофильные высокотехнологичные стационары, — сказал Печатников.
По его словам, объединенные учреждения должны стать более эффективными.
— Например, из десяти хирургических отделений будет создано пять, но они будут состоять из мастеров своего дела, — сообщил чиновник.
На заседании комиссий Мосгордумы по здравоохранению и по социальной политике, которое состоялось 18 ноября, вице-мэр пояснил, что, поскольку сейчас в больницах наблюдается переизбыток врачей ряда специальностей и медсестер, главные врачи смогут выбрать из них лучших, а остальным придется перейти на другую работу. Так как нагрузку со стационаров планируется перенести на поликлиники, которые для этого получили высокотехнологичное оборудование, потребности больниц в кадрах расти не будут.
По словам чиновника, в дальнейшем объединения могут получить «специализацию в каких-то областях». Предполагается, что скорая помощь повезет человека, которому нужно сделать сложную операцию, не в любую больницу с хирургическим отделением, а в ту, где хирурги специализируются именно на таких операциях. Чиновник добавил, что городским властям станет легче управлять системой здравоохранения, если в ней сократится административный аппарат.
Сейчас, по мнению Печатникова, руководители медицинских учреждений нередко ищут пути обхода тех требований, которые устанавливают власти.
— Мы ограничили зарплату главного врача тремя средними зарплатами по больнице, но нам не пришло в голову, что нужно ограничить и зарплату его заместителей, — привел пример чиновник. — И вот в одной больнице мы обнаружили, что у главного врача скромнейшая зарплата и при этом у него 10 заместителей с зарплатой по 500 тыс. рублей.
По его словам, «доктора и сестринский персонал, которые высвобождаются в процессе реорганизации, могут занять вакансии в поликлиниках, где не хватает врачей». При этом врачи, которые считаются плохими в стационаре, могут вполне справляться с обязанностями врача поликлиники.
— Поставить диагноз и сделать какие-то несложные манипуляции эти люди с опытом работы в стационаре, конечно, смогут, — сказал вице-мэр.
По мнению директора Института экономики здравоохранения ВШЭ Ларисы Попович, у главного врача, который будет решать, какие кадры оставить, может быть совершенно субъективный подход.
— Объективные индикаторы того, насколько хорошо работает врач, у нас не разработаны, — пояснила она.
Как отметила Попович, в поликлинике, даже если она хорошо оснащена, у врачей гораздо меньше возможностей для профессионального роста.
— Поликлиника в основном должна выполнять профилактическую работу и снижать нагрузку на стационар, — сказала эксперт. — А стационар как раз берет самые тяжелые случаи, которые позволяют врачам накапливать опыт.
Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов считает, что стоит поставить вопрос не только об объединении больниц и поликлиник, но и о создании комплексов, в которые будут входить и поликлиники, и больницы.
— Во многих зарубежных странах поликлиники существуют при госпиталях, — сказал эксперт. — Врач с утра принимает в поликлинике, а дальше работает в госпитале с более серьезными патологиями. Так быстрее повышается общий уровень компетенции сотрудников.
Он полагает, что врачи, которых будут сокращать в больницах, станут протестовать, но Москва, в отличие от других регионов, имеет возможность договориться с ними мирно и «устроить на работу всех, кто будет в ней нуждаться».
Ранее столичные власти провели объединение поликлиник. В результате появились 46 взрослых и 40 детских амбулаторно-поликлинических комплексов. При этом пациенты должны иметь доступ к специалистам и технике, которые есть не только в их поликлинике, но и в остальных учреждениях, вошедших в комплекс.


Суть предстоящих процессов до конца и впрямь не ясна. Предлагается объединение больниц для того, чтобы уменьшить количество чиновников в администрации, и расходы на них. Из декларируемых задач озвучивается также желание сделать больницы по-настоящему профессиональными, специализированными центрами. Было, например, 10 хир.отделений, станет 5, но настоящих таких специализированных донельзя центров.

Сначала - непонятно, что будетс площадями и зданиями больниц? Это будет объединение вместе со зданиями? или переезд одной больницы в здание другой?.. Тогда куда уйдет здание? Если объединение без переездов и сдачи зданий, то в одной из больниц будут одни отделения и врачи, а в другой - другие специальности? Ладно, реанимацию можно сделать в обеих больницах, а консультировать другие отделения как?

Говорится о том, что глав.врачи, коих постоянно пытаются уличить в коррупции...я не говорю, что этого нет, я только констатирую факт, что их почти всегда подозревают в коррупции, и при этом предлагается им делегировать вот какие обязанности: так как "сейчас в больницах наблюдается переизбыток врачей ряда специальностей и медсестер, главные врачи смогут выбрать из них лучших, а остальным придется перейти на другую работу." Вот и получается, что с одной стороны - подозрения в коррупции, с другой - они же и будут выбирать. С одной стороны недостаток кадров, с другой - слишком много в стационарах. Выход прост - нужно уменьшить потребность стационаров во врачах, и тогда этими врачами "прикроем" недостаток в поликлинике. Великолепно.

Кроме того, тех врачей, которые вынужденно уйдут в поликлиники из-за того, что они "плохие", никто не собирается обучать, судя по заявлениям чиновника. Нет ни намёка на это. Просто идет расчет, что с новыми обязанностями в поликлинике врач справится... И снова вопросы - как он справится, если он плохой врач? И как к приходу "плохих" врачей отнесутся их новые начальники и пациенты?

Говорится о снижении количества врачей в стационарах, а это значит, что будут обязательно снижаться и количество коек в отделении, то есть, грубо говоря, 10 коек + 10 коек = 15 коек, но зато супер специализированных... неясно, где будут лечиться пациенты, которые не нуждаются в суперспециализрованной помощи.

2 эксперта после самой новости выдают несколько тезисов, которые невозможно назвать спорными или ложными, но никак невозможно назвать их мыслями самих экспертов: 1) Поликлиники должны заниматься профилактикой, а стационары - тяжелыми случаями, и 2) поликлиники должны существовать при госпиталях (при этом идет ссылка на зарубежный опыт, будто у нас было и есть иначе).

Итого, открыто говорится - хотят сэкономить на чиновниках здравоохранения, на врачах стационаров, на обучении врачей (кстати, примерно по этой теме я писал ранее), и суммарно по всему этому - на пациентах.

Придется смотреть за этими изменениями, как бы они не были распространены на всю Россию... Вроде бы благие намерения, а по сути подозрительно похоже на снижение доступности стационарной помощи, вслед за отклоненными (отклоненными ли?) предложениями по ограничению стац.лечения 5-ю днями и прочими откровенно неумными предложениями...


P.S. Можно, кстати, заметить направленность мышления разных изданий: информационная составляющая преобладает у Известий и ангажированная, тенденциозная составляющая преобладает у Слона.
В любом случае, вопросов эти издания не задают.


Комментариев нет: