Новороссийская ячейка "Сути Времени" обратила внимание прессы и властей своего города на вопиющий факт - на монументе, воздвигнутом в Новороссийске в память погибших в годы Гражданской войны 1920 года, красуется цитата пособника нацистов, генерала Туркула. Статью об этом, которая уже обросла множеством комментариев, опубликовала по "наводке" наших товарищей "КП"- Кубань. Мы решили провести окончательную расстановку точек по данному вопросу и показать, как под благородными предлогами могут твориться вещи категорически неприемлемые.
В г. Новороссийске 12.04.2013 на Набережной им. адм. Серебрякова состоялось торжественное открытие памятника «Исход», посвященного событиям Гражданской войны (произошедшим в марте 1920 года). Тогда в обстановке всеобщей паники в связи с приближением Красной армии осуществлялась эвакуация «белых» Вооружённых сил Юга России и беженцев на суда российского и иностранных флотов. В ходе эвакуации несколько сотен человек погибли, были брошены припасы, боевые кони, остатки армии. Для Красной Армии взятие Новороссийска стало вехой на пути к победе в Гражданской войне. «Белые» же потерпели серьезное поражение, а сама сдача южного города и поспешная эвакуации получили название «Новороссийская катастрофа». Открывали памятник в числе прочих глава города Владимир Синяговский и атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.
В статье «Чтобы не восставал брат на брата» газеты «Новороссийский рабочий» от 31.01.2012 было сказано, что идея памятника принадлежит генеральному директору проектно-строительной компании «Город» Андрею Позднякову и была поддержана главой города В. Синяговским. Авторами памятника стали скульптор Александр Суворов и главный архитектор компании Александр Измоденов. Памятник изображает белого офицера со своим боевым конем. Как говорят авторы, прообразом офицера послужил поручик Брусенцов из фильма «Служили два товарища», которого сыграл Владимир Высоцкий (офицер с памятника похож на В. Высоцкого).
Вскоре появились и первые критические замечания. В частности, оказалось, что надписи на памятных табличках содержат большое количество орфографических ошибок и опечаток. Но мы не будем здесь ни рассматривать художественную ценность памятника, ни смаковать огрехи исполнителей. Остановимся на идеологической стороне, связанной с установкой данной скульптурной композиции и ее информационным сопровождением.
Авторами памятника неоднократно декларировалась главная, «примирительная» цель данной акции. Вот что по этому поводу отражено в местной прессе:
- Это долг памяти людям, которые погибли в годы Гражданской войны за свою Родину, неважно, «белую» или «красную». Выжившие в братоубийственной войне уезжали. Не зря историки назвали это событие «Новороссийской катастрофой». Этот памятник – напоминание нынешним поколениям, и, помоему, очень своевременное, что Родину нельзя рвать на части – линии разлома проходят по человеческим сердцам и судьбам [1].
- Даже спустя десятилетия, невозможно однозначно занять чью-либо сторону в этой братоубийственной Гражданской войне. Хорошо об этом сказал новороссийский литератор Михаил Глинистов в одном из своих произведений: «Не надо делить нас на красных и белых — мы просто российский народ [2].
- Создатели памятника утверждали, что решение увековечить события времен Гражданской войны — вовсе не модная тенденция, а долг памяти людям, отдавшим жизни за свою Родину, и неважно, «белую» или «красную» [3].
В подобном ключе высказался и Атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда: «…Не стоит считать монумент попыткой переписать историю, или расставить новые приоритеты. В гражданской войне нет победителей. В страшной бойне, когда брат идет на брата, сын на отца, нет и не может быть ни правых, ни виноватых».
На наш взгляд Гражданская война – это страшная трагедия для любого народа. Раны, наносимые этой трагедией, крайне болезненны и должны пройти десятилетия (а возможно, и столетия), а также сложнейшее осмысление, для того чтобы они затянулись. И, конечно же, те кровавые расколы в обществе должны осмысляться и преодолеваться ради настоящего и будущего мира на родной земле и единства Истории нашей великой страны.
В связи с этим на граждан России, которые касаются (в той или иной форме) этих «больных страниц» нашей истории, лежит огромная ответственность за то, чтобы не исказить смысл исторических событий и не внести очередной раскол в наше общество. Общество, дезориентированное и перестроечными процессами конца 80-х годов, и всей постсоветской пропагандой, последовательно расправлявшейся с нашей (и не только советской) историей. И в нашем случае, связанном с установкой памятника «Исход» в Новороссийске, мы не можем не обратить внимания на целый ряд существенных обстоятельств.
«Отсюда – начало чужбины,
Для воинов белых Исход.
Не бросят они карабины,На новый дерзая поход».
Фашистов, которые устами рейхсфюрера Гиммлера так говорили о своём противнике:
«На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать – это расстреливать без всякой жалости и милосердия» [4]. В свою очередь, генерал А.В. Туркул заявлял на страницах своей газеты следующее: "В основу нашего политического мышления мы взяли фашизм и национал-социализм" [5].
Этот белый генерал выступал и против практики терактов против представителей советского государства, называя её «бессмысленной, вредной и приводящей к прислужничеству белых лидеров иностранным правительствам» [8]. Эту практик
у поддерживала, например, организация белых офицеров-эмигрантов Русский общевоинский союз (РОВС).
Деникин говорил: «Мы испытали боль в дни поражения армии, хотя она и зовется „Красной“, а не Российской, и радовались в дни ее побед. И теперь, пока мировая война еще не окончена, мы всей душой пожелаем ее победоносного завершения, которое обезопасит страну от наглых посягательств извне» [9].
Кстати, другой белый генерал П. С. Махров пошёл ещё дальше. В преддверии нападения Германии на Советский Союз П. Махров, воевавший с большевиками в Гражданскую, оставаясь верным своим идеям, призывал к созданию боевых подразделений для оказания помощи Красной армии в борьбе с фашистами. 23-го июня 1941 года после нападения Германии на СССР генерал Махров обратился к советскому послу во Франции Богомолову с просьбой об отправке его в Россию и зачислении в Красную армию, хотя бы рядовым. За эту акцию он был заключен в тюрьму профашистским режимом Петена [10].
Так почему на памятнике в Новороссийске, якобы посвященном идее «гражданского примирения», зафиксированы имена лишь одной стороны братоубийственного конфликта? Почему на табличке памятника мы видим имя генерала Туркула, воевавшего на стороне фашистов во время Великой Отечественной войны? Мы, потомки тех, кто спас нашу страну и весь мир от фашизма, должны чтить память фашистских приспешников?
Ввиду вышесказанного, мы хотим призвать все патриотические силы страны к пониманию и глубокому осмыслению нашей великой и сложной Истории Отечества. В данном случае, этот призыв мы адресуем и к потомкам российского казачества, чьи представители присутствовали на открытии памятника «Исход» в Новороссийске.
Известно, что в ходе Гражданской войны российское казачество, как и всё российское общество, оказалось расколото на «белых» и «красных». Этот раскол наложил свой негативный отпечаток и на историю казачества советского периода, и на возрождение традиций этого «служивого сословия» в постсоветское время. Подчеркнем, что возрождение казачьих традиций, связанных со служением России и защитой государственных границ, нами всячески приветствуется. А воспитание подрастающего поколения в русле этих традиций тем более, потому что такого воспитания сегодня в нашей стране явно не хватает. Но нельзя, чтобы это возрождение базировалось на неуважении к отдельным страницам истории родной страны, например, к советскому периоду.
Так получилось, что возрождение казачьих традиций в постсоветское время происходило при поддержке представителей и наследников белой казачьей эмиграции, среди которых были и такие, для которых советский период истории нашей страны был не чем иным, как временем «тотального господства сил зла». И бороться с этими силами представители белой казачьей эмиграции призывали любыми средствами.
Ради этого часть белого казачества пошла и на союз с нацистами. Среди этих союзников Гитлера оказались, например, генералы Краснов, Шкуро, Туркул, Науменко. Этим «героям» посвящены (пока немногочисленные) памятники и памятные таблички. Их именами у нас в стране называют казачьи клубы в школах.…
Зачем?
Неужели современные наследники российского казачества (того казачества, которое всегда охраняло Государство Российское от внешнего врага) собираются чтить этих «героев», стремившихся в кампании с нацистами захватить и расчленить СССР, и отличившихся по большей части участием в карательных операциях против мирного населения?
События 1917-го года были восприняты казачеством как крах российской государственности. В силу этого, у части казачества пробудилось и росло стремление к обретению независимости. Это чувство усиливалось по мере осознания того, что шансы «освобождения России от власти большевиков» уменьшаются с каждым днем.
Таким образом, те белоказаки, которые были объединены идеями «самостийности», становились союзниками тех западных сил, которые стремились к расчленению России (а потом и СССР) на части. Этим были обусловлены и союз
части белого казачества с нацистами и антирусская риторика со стороны представителей белой эмиграции.
Например, радикальные «самостийники» уже не считали казаков частью русского народа. Вот, что говорил в 1941 году лидер Казачьего национально-освободительного движения (КНОД) В.Г. Глазков: «Не забывайте, станичники, что русские люди ушли в эмиграцию из-за своего прошлого. Казаки же ушли в эмиграцию из-за своего будущего. А посему мы, казаки, не можем и не должны связывать свое будущее с русским прошлым! …. Мы, казаки, приветствуем каждую бомбу и каждую гранату, которые летят на головы московских тиранов!.. Слава Богу, Москва горит! Хайль Гитлер! Слава Казачеству!» [11].
Причем, чем более по-самостийнически были настроены казачьи «националисты», тем больше была их любовь к Гитлеру: «От него (Гитлера) бегут, как черт от Бога, или зарываются вглубь, как крот от света, и наши «бывшие». По свойственной им природе они не пристали к нему, как не пристает пыль и ржа к золоту. Но подобно тому, как все живое, яркозеленое и пышно цветущее, клонится к Солнцу, так и казачьи националисты пошли с Адольфом Гитлером» [12]. Такова была позиция значительной части «самостийников». Такова, очевидно, была и позиция генерала Туркула, чье имя запечатлено на табличке памятника «Исход». Так что, мы должны чтить память таких «героев»?!
Смогут ли привести пример геройства с другой стороны, подобного тому, которым прославился герой Советского Союза, полный георгиевский кавалер, донской казак гвардии капитан Константин Иосифович Недорубов?
Будучи командиром добровольческого кавалерийского эскадрона, в тяжелом бою под станицей Кущевской он
лично уничтожил 70 фашистов. Звезду Героя он носил вместе с георгиевскими крестами, говоря: «Хоть Расея наша теперь под Звездой, а про Георгия Победоносца тоже не след забывать, пока тот же вражина топчет её, матушку». В Гражданскую войну Георгий Иосифович воевал на стороне «белых», потом перешёл к «красным», после Гражданской войны работал, в том числе председателем колхоза…
Отметились белоказаки и в рядах Красной Армии. Здесь хотелось бы отметить Тимофея Тимофеевича Шапкина. Подъесаул Шапкин был как раз из числа казаков, плененных Красной армией во время освобождения Новороссийска в годы Гражданской войны и отправленных воевать с поляками. Впоследствии он дослужился до звания генерал-лейтенанта в рядах РККА. В Великую Отечественную войну Шапкин сформировал 4-й кавалерийский корпус, успешно воевавший с фашистами.
Обратим внимание на то, что в среде казаков-гитлеровцев первые признаки разочарования в «освободительной миссии Рейха» появились уже спустя три месяца после начала войны. Не оправдались надежды белых пособников фюрера и на то, что «истерзанные иудо-большевиками» казаки восстанут и присоединятся к фашистам в их «крестовом походе» против «сатанинской власти».
С началом войны в казачьих областях, как и в целом по всей России, развернулось массовое добровольческое движение. 24 июня 1941 года в станице Вешенской, провожая казаков в действующую армию, М.А. Шолохов говорил: «В этой Отечественной войне мы будем победителями. Донское казачество всегда было в передовых рядах защитников священных рубежей родной страны. Мы уверены, что вы продолжите славные боевые традиции и будете бить врага так, как ваши предки били Наполеона, как ваши отцы били германские кайзеровские войска».
В станице Урюпинской 62-летний казак Н.Ф. Копцов заявил присутствующим на митинге: «
Мои старые раны горят, но еще сильнее горит мое сердце. Я рубил немцев в 1914 году, рубил их в гражданскую войну, когда они, как шакалы, напали на нашу Родину. Казака не старят годы, я еще могу пополам разрубить фашиста. К оружию, станичники! Я первый вступаю в ряды народного ополчения» [14].
Пособника нацистов, генерала П. Н. Краснова особенно поразил факт гибели советской казачьей кавалерийской дивизии в июле 1942 года под Харьковом. Он писал Е. И. Балабину: «Донские казаки не восстали против жидовской власти… они погибли за «батюшку Сталина» и за «свою», народную, Советскую власть…» [16].
О том, как воевали казаки, свидетельствуют строки из писем, найденных у немцев, убитых под станицами Шкуринской и Кущевской:
- Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать… Казаки — это какой-то черный вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего;
- Передо мной казаки. Они нагнали на моих солдат такой смертный страх, что я не могу продвигаться дальше;
- Перед нами какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. Живыми нам отсюда не выбраться» [17].
В настоящее время крайне сложно установить точное количество казаков, воевавших в рядах Красной Армии против Германии в Великую Отечественную войну. Некоторые историки пишут, что соотношение между казаками, воевавшими на стороне Гитлера и казаками, воевавшими в Красной Армии, составляло 1:100 [18]. За мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, около 100 тысяч казаков кавалеристов были награждены орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака [19].
Значит, среди российского казачества существует масса героев, отстаивавших независимость и территориальную целостность своей страны в годы Гражданской и Великой Отечественной войн! Также среди белых эмигрантов было достаточно много солдат и офицеров, которые не пошли за Гитлером, не пошли против своего народа и против России…Почему же в Новороссийске ставят памятник, где упоминается имя генерала, сражавшегося на стороне фашистских захватчиков?!
Со времен распада СССР Великая Победа – едва ли не единственное, что объединяет российское общество. И где как не здесь искать почву для примирения? Тем более, что оснований для того великое множество. Зачем увековечивать память фашистских приспешников, которые, даже побывав на оккупированных территориях (генерал Туркул приезжал в Крым в 1942 году) и, имея возможность увидеть истинные намерения нацистов, не изменили своего отношения к ним?
Зачем именно таким образом тревожить острые, до конца не залеченные раны истории родной страны, каковой является Гражданская война? Сегодня наше общество как никогда нуждается в единстве для преодоления сложнейших вызовов современности и решения острых внутренних проблем. И подобные памятники такого единства явно не обеспечивают.
В контексте всего вышеизложенного установка памятника «Исход» - странный шаг. Хотелось бы верить, что это не более чем досадная ошибка искренних людей и призвать всех граждан нашей страны следовать примерам истинных патриотов, преодолеть прошлые обиды и сплотиться во имя благополучия нашей общей Родины. Предлагаем:
1. Убрать с таблички памятника имя генерала А.Туркула, воевавшего на стороне нацистов.
2. Исправить все орфографические и другие ошибки на табличках памятника «Исход».
3. Отразить в композиции памятника, работающего (по мнению авторов) на примирение, трагедию «братоубийственной войны». То есть, отдать дань памяти двум противоборствующим сторонам кровавого гражданского конфликта.
4. Изменить название памятника на недвусмысленное и соответствующее исторической правде.
Источники:
1. Газета Новороссийский рабочий от 31.01.2012 г.
2. Газета Новороссийский рабочий от 27.03.2013 г.
3. Газета Новороссийский рабочий от 09.04.2013 г.
4. Der Reichsführer SS zu den Ersatzmannschaften für die Kampfgruppe «Nord» am Sonntag dem 13. Juli 1941, in Stettin». Geheim. RFSS/T-175, 109/2632686 ff. Цит. по: Stein H. George. The Waffen SS: Hitler's Elite Guard at War, 1939 – 1945. Ithaca (N. Y.): Cornell University Press, 1984. P. 126 – 127
5. Газета «Сигнал», 1938, № 32.
6. Гордеев В.Н. Генерал Деникин. – М.: Аркаюр, 1993.
7. Ипполитов Г.М. Деникин. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 435.
8. Там же стр. 450.
9. Иванов С.В. Русская эмиграция во Второй мировой войне // Русский офицер (Новосибирск). – 1997. — № 3-4.
10. Валерий Клавинг, Гражданская война в России: Белые армии. Военно-историческая библиотека. М., 2003.
11. Казачий вестник. 1941. 22 августа. № 1.- С. 2–4.
12. Казачий вестник. 1941. 15 ноября. № 4. С. 2.
13. Иванов С.В. Русская эмиграция во Второй мировой войне // Русский офицер (Новосибирск). – 1997. — № 3-4.
14.Цит. по: Воскобойноков Г.Л., Прилепский Д.К. Казачество и социализм. Ростов н/Д: Ростиздат, 1986. – С.134 (газ. «Молот». 1941. 25 июня). – С.135.
15. Трут В.П. Своеобразие формирования и комплектования казачьих регулярных и добровольческих соединений в годы Великой Отечественной войны // Проблемы национальной стратегии. – 2010. — № 1.
16. Крикунов П. Казаки между Гитлером и Сталиным. Крестовый поход против большевизма. – М., 2005.
17. И. Ясинский. Казачья атака. МК на Кубани от 20.02.2013
18. В. Ляпоров. Российское казачество в Великой Отечественной войне. // Материалы конференции «Участие казаков во Второй мировой войне на стороне РККА».
19. Агафонов О. В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. – М., 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий