ТАМ РУССКИЙ ДУХ… ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ!
Кто не знает Хор имени Пятницкого, этой лаборатории фольклористики?
Митрофан Ефимович Пятницкий, его создатель, имя которого хор и получил впоследствии, был не только блестящим исследователем, но и неутомимым собирателем и пропагандистом народного творчества и его глубинных традиций.
Задачей своей Митрофан Ефимович считал не только отыскание талантов из крестьянской среды, но и бережное отношение к той исторической патине, которая и являлась особенно ценной для Пятницкого, как исследователя.
"Не навреди" – был его лозунг и он, как исследователь, лишь обозначал те нити, которые уходили в далекое прошлое, которое простой народ не лакировал, а сохранял как свои "преданья старины глубокой".
Митрофан Ефимович не ставил перед собой цели угодить вкусам крикливой публики - костюмы поярче, поаляпистей, звучание поблагороднее, салонное - это был не его путь.
Там русский дух… там Русью пахнет! - вот к чему стремился Пятницкий.
Выходя на сцену, крестьяне доставали из своих сундуков и берестяных коробов костюмы, которые были переданы либо их пра-пра-бабками, либо были точными кальками той восхитительной без изъятий красоты, которая свойственна была для этой местности, этой деревни. Равно как и в звучании, танцах и играх на благородных сценах они воскрешали из своей исторической памяти ту былинность, ту далекость, и являли миру настоящую народную правду и подлинность.
Митрофан Пятницкий не пытался "исправить" ни одной ноты в звучании, ни одного движения в его народной простоте.
Первый концерт состоялся на малой сцене Благородного собрания города Москвы 2 марта 1911 г.
Этот концерт высоко оценили Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Иван Бунин.
Но настоящий взлет, подлинную известность и всенародную любовь хор приобрел в годы советской власти.
Владимир Ильич Ленин, несмотря на разруху, голод и войны: империалистическую и затем гражданскую, придавал особо важное значение этой Великолепной жемчужине России – хору Пятницкого, поставив его, в этих нелегких условиях интервенции и блокады, на гособеспечение.
После смерти М. Е. Пятницкого, хором руководил блестящий филолог – фольклорист Петр Михайлович Казьмин – народный артист РСФСР, Лауреат Государственных премий, который также как и Пятницкий бережно сохранял дух народной песенной старины.
В 1931 году в качестве музыкального руководителя в коллектив был приглашен в дальнейшем народный артист СССР, Лауреат Государственных премий композитор В. Г. Захаров.
С его приходом в репертуар коллектива вошли написанные им песни, ставшие знаменитыми на всю страну: «И кто его знает», «Русская красавица», «Вдоль деревни».
Сказать, что это были мега хиты, это не сказать ничего.
Песни были таковыми не только в довоенной Советской России, помогая строить и жить на Великих стройках коммунизма, но и вели к Победе на фронтах Священной войны по ту и эту сторону от него.
Достаточно упомянуть, что песня «Ой, туманы, мои» стала своего рода гимном всего партизанского движения страны рабочих и крестьян.
Чем объяснить такую любовь народа к хору Пятницкого, ведь Владимир Григорьевич Захаров не сохранил аутентику, а, можно сказать, осовременил ее звучание? Это и так и не так.
Согласно диалектическому пониманию действительности мы можем сказать, что Захаров осуществил снятие с удержанием. Он сохранил весь предшествующий опыт звуко- и голосоведения, народных традиций, но на новом витке его развития.
И народ почувствовал свое родное, близкое, что задевает струны его души.
Главное, что сделал Захаров – это то, что он не изменил своему народу, его многогранному творчеству, не утерял его силу, его правду.
Слушая записи Советских лет мы ощущаем и сегодня - там русский дух…там Русью пахнет! - чего невозможно сказать о песнях периода постперестойки.
Да, хор продолжает свою концертную деятельность. Но ветры перемен изменили не только его лицо, но и звучание, выдули его особенность, его специфику и …народность.
Звучание хора стало настолько академичным, приторно-правильным, что исчезло его лицо, его непохожесть, его особенность.
Исчезли одновременно и его советскость, что понятно (памятуя о политике буржуазной власти) - произошла культурная десоветизация, равно как и народность - произошла традициональная декультурация.
То что бережно хранил и преумножал Митрофан Пятницкий благополучно исчезло втуне. Патину старины безжалостно вычистили и получили блестящий медный таз, который сверкает как все - как все.
Послушайте хор дня сегодняшнего и вы НЕ найдете там больших различий, к примеру, от 1. хора братии Спасо Преображенского Валаамского монастыря или 2. академического РАМ им. Гнесиных.
1. https://www.youtube.com/watch?v=huT2a-Anyos и
2. https://www.youtube.com/watch?v=dG3201ULZ8E
И эту современную НЕособенность хора мы слышим даже в тех песнях советского периода, которые поются сейчас словно певчими на клиросе Лавры во Всенощном бдении.
Убедится в этом не составит труда. Достаточно послушать их песни трех периодов: Пятницкого, Захарова, ну и постперестроечного.
Слушаем!
Советская Россия
Капиталистическая Россия
Комментариев нет:
Отправить комментарий