Кивать на то, чем все закончилось, некорректно. Во-первых, никто не доказал, что оно закончилось, а не приостановилось. Во-вторых, мало ли первых самолетов разбилось на взлете? Это не отменило авиацию. В-третьих – все великие Революции заканчивались Реставрациями, но все Реставрации сметались новыми Революциями.
Наконец, а чем собственно все закончилось? Пока только тем, что об этом обществе сожалеет две трети граждан России. И тем, что страна, мало что производя, четверть века проедает созданное до 1991 года. И никак не поднимется до уровня промышленного развития 1990-го.
Кому-то это общество, проект Сверхмодерна нравилось и нравится, кому-то – не нравилось и не нравится. Есть люди, которым интереснее спортивный парад, а есть люди, которым интереснее наркотики в баре. Есть люди, которые мечтали о походе на байдарках по Енисею, а есть люди, которые мечтали посетить американский супермаркет. Первым общество советского проекта нравилось, вторым – не нравилось. Кто-то мечтал о космосе – кто-то мечтал о жвачке.
Кто-то может утверждать, что ценности этого общества держались на КГБ. Только он плохо владеет политической теорией и историей: это скорее КГБ держался на тех ценностях. Если в обществе нет смыслов, которым должна служить "тайная полиция", последняя не будет эффективной. Сначала уничтожили ценности Сверхмодерна – потом бессильным оказался и КГБ.
Зачем пугать людей КГБ, если для подавляющей части общества он был "орденом защитников", а не подавителем свобод? Ведь для большей части общества КГБ никаких проблем не создавал. Зачем пугать людей "тоталитаризмом", если после откровений Сноудена каждый понимает, что такое настоящий тоталитаризм?
Кто-то считает, что в России не было создано индустриальное общество. Пусть посмотрит число занятых в индустриальном производстве. Кто-то считает, что Россию втянули в новую эпоху через силу, ломая присущую ей традицию. Только традиции бывают разные. Они для Пугачева и Пушкина – одни, для Салтычихи и Николая Первого – другие.
На одни традиции опирались и развивали их – традиции труда, справедливости, творчества. Другие традиции – ломали: традиции барства, маниловщины, воровства у труженика плодов его труда.
Просто у каждого класса свои традиции.
Мир Модерна, так или иначе, в кризисе, и нужно создавать что-то новое. До 1991 года это новое создавали. Возможно, не совсем удачно. А после 1991 года его четверть века разрушают. Под красивые слова о свободе, "правах человека" и "вхождении в мировую цивилизацию".
Читать статью полностью>>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий